Родилась Людмила Петруль в д. Матвеевцы Волковысского района в 1947 году в крестьянской семье, но рано осталась сиротой. Мать ее умерла, и воспитанием девочки занималась бабушка в д. Хоружанцы. Говорят, первое запоминается на всю жизнь – ошибка, победа, поцелуй. А ей запомнились бусинки, которые ей подарила мать.
Сиротская доля известна. Хоть бабушка и смотрела и любила ее, но... мамы не было, а отец быстро женился во второй раз. Как отмечала Людмила Ивановна в стихотворении «Отец и дочка», «сиротство износилось, в сердце разве только знак».
«Способности к искусству сами по себе проявиться не могут, - оглядываясь на прошлое, признается Людмила Ивановна. - Много чего я переняла от матери». Разнообразием своих талантов Людмила обязана еще и тому, что росла на лоне природы. Поэтому всегда с восторгом описывает деревенские пейзажи.
Первые шаги как художница Петруль сделала неожиданно даже для себя: все началось с рисунка карандашом на уроке изобразительного искусства.
Она поняла, что это очень интересно. Ей нравилось выводить грани, находить мелкие детали, скрытые от зрения простого наблюдателя.
В 1966 году после окончания Изабеллинской школы поступила в театрально-художественный институт (сейчас Академия искусств) на факультет художественного проектирования легкой промышленности методом ткачества и печати.
В институте к девушке пришла первая любовь.
Первым ее рабочим местом был Барановичский текстильный комбинат. Ее работы без утверждения художественного совета шли на конвейер. Но ей хотелось более творческой, не связанной с конвейером работы.
Людмила Петруль - это по Божьей милости художник и поэт. В ее творчестве ярко проявилось национальное начало, непреднамеренно, на уровне подсознания. Ее художественные произведения и стихи свидетельствуют о философском мышлении автора. Еще неизвестно, кто родился первый: Людмила-поэт или Людмила-художник? Влияние ее поэзии на художественные произведения дает основание считать Людмилу мыслительницей от рождения.
Почти все композиции художницы объединяет своеобразный взгляд на Вселенную, словно с высоты полета птицы или непредсказуемого полета зернышка одуванчика, полета, который, в конце концов, завершится падением на грешную землю. В гобелене «На отвесах лиры» (1983) она словно предвидит то разочарование, которое постигнет человека, что, достигнув определенных высот в своей деятельности, раньше или позже опустится до беспокойств повседневной жизни.
Л. Петруль - неугомонный художник, который всегда находится в поиске чего-то нового и необычного. Она отличный экспериментатор. Собственные техники позволяют создавать неповторимую изобразительную образность, а иногда и совершенно новый вид искусства на границе скульптуры, гобелена и живописи.
В 1995 г. создала из сезаля серию живописно-пластических портретов – «Максим Богданович», «Мать»; в 1998 г. – «Адам Мицкевич», «Марина Цветаева», «Автопортрет», которые приближаются к такому скульптурному виду искусства, как горельеф, но остаются в то же время живописными текстильными произведениями, можно сказать, «горельефными гобеленами». Живописные они потому, что художница достигает живописной пластичности форм носа, лба, губ, глаз за счет многоцветности оттенков сезалевых нитей, ею же окрашенных. Ее текстильно-горельефные портреты передают подобие портретируемых, что кажется на первый взгляд невероятным. Более того, при изменении направления нитей портретируемый то улыбается, то выглядит грустным.
Кроме того, Петруль разработала «гуашево-капельную» технику, которая позволила ей создать бархатные, тонюсенькие, почти микронные рельефные рисунки изумительной цветовой красоты в монотипиях «Блуждающее яблоко» (1996), «Запутанная нить» (1996), «Морс из замороженной калины»(1997), «Анатомия кленового листа»(1997) и др.
Уместно будет вспомнить, что монотипия – это очень виртуозная техника ручного нанесения красок на гладкую поверхность с целью последующего печатания на станке. Полученный на бумаге отпечаток всегда единственный, уникальный. Произведения, выполненные в этой технике, напоминают акварель тонкостью цветового соотношения.
Людмила Петруль не только талантливый, но и уникальный белорусский художник.
Пишет стихи. Цикл стихов «Ля веснічак» включен в сборник поэзии «Сцяжына» (1983).
ТВОРЧЕСТВО:
гобелены:
«Хлеб» и «Лен» для Дома культуры в д. Перховичи Барановичского района (1973-1974)
«Хатынь» (1975)
«Лучинка», «Я стану песней в народе» (оба 1976)
«Памяти дедов моих» (1977)
«В зачарованном царстве» (1981)
«Сказка о картофеле» (серия; 1983-84)
«Яблоня. 1941 год» (1985)
«Созвучие» (1987)
«Верба» (1994)
«Блуждание в раю» (1997)
«Скрипачи» (1999).
гобеленовые портреты:
«М. Богданович», «А. Мицкевич», «М. Цветаева(цикл), «Мать», «Сын», автопортрет (все 1994-98)
серия батиков:
«Старые, старые боги», «Крымские акварели» (обе 1987-88)
«Вечное» (1994) и др.
НАГРАДЫ:
  • Почетная грамота Совета Министров Республики Беларусь (2001)
  • Медаль «За трудовые заслуги» (2023)
ПРЕМИИ И ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ:
  •  Член Белорусского союза художников с 1984 г.

БИБЛИОГРАФИЯ:

  1. Веруш, А. Художница жизни / А. Веруш // Наш час. — 2002. — 7 сак. — С. 4.
  2. Іпатава, В.Ткись, лепшы мой габелен... / В. Іпатава // Маладосць. — 1997. — №9. С.126—
  3. Петруль Людмила Ивановна, художница // Петкевич, А. М. Люди культуры из Гродненщины: справочник / А. М. Петкевич. — Гродно: ГрГУ, 2000. — С. 241.
  4. Салавей, Л. Ф. Пятруль Людміла Іванаўна / Л. Ф. Салавей // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў [і інш.]. — Мінск, 2001. — Т. 13: Праміле — Релаксін. — С. 172—173.
  5. Трызна Дз. С. Пятруль Людміла Іванаўна / Дз. С. Трызна // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва : у 5 т. / рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд)[ і інш.]. — Мінск, 1986. — Т. 13: Накцюрн — Скальскі. — С. 435.
  6. Яніцкая, М. Невядомы вядомы мастак — Людміла Петруль: аналіз творчасці мастака-габеленіста / М. Яніцкая // Мастацтва. — 1988. — № 12. С. 39—44.