Деревне Изабелин, нынешнее название дал ее владелец Ян Флеминг. До этого она называлась более прозаично: Петуховичи, потом - Петухово, Крыштофово. Но со второй половины 18 века она перешла к дворянину саксонского происхождения Флемингу. Он родился в 1699 году, служил во французской и польской армии, был генералом артиллерии Литовской, подскарбием ВКЛ, занимал высокое положение в Речи Посполитой. Он переименовал деревню в честь своей дочери Изабеллы.
Новый хозяин сломал привычный уклад сельской жизни, пригласил в деревню немецких мастеров, от которых и пошли фамилии, и сейчас еще существующие в Изабелине и его окрестностях: Руне, Векверт и другие.
С 1775 года владельцами Изабелина стали Грабовские, Казимир и Моника. Именно они в 1778 году основали в деревне кальвинистский собор. Подобные ему существовали также в Мочулино, Свислочи и Гнезно.
История протестантизма на Беларуси начинается в 50-х годах 16 века. В 1554 году Радзивилы и другие магнаты на Беларуси принимают новое вероисповедание, которое идет с Запада и принимаются строить кальвинистские соборы. В Беларусь приезжают немецкие колонисты, постепенно и местные жители втягиваются в новую веру. В Волковысском повете евангелистско-реформаторская вера особенной популярностью у населения не пользовалась. Число евангелистов все время уменьшается и собор существовал только благодаря протекции Грабовских. Известно, что в 1910 году в Волковысском повете был только один Изабелинский евангелистско-реформаторский приход, в который входили как реформаторы, так и лютеране, жившие в Волковысском, Слонимском и Пружанском поветах. Почти все они были поляки, выходцы из Пруссии, Германии и Австрии, которые приняли российское подданство. Служба в Изабелинском соборе велась как на немецком, так и на польском языках.
В 1928 году умер последний суперинтендант, кальвинистский священник, его похоронили недалеко от храма. Прихожане молились сами. А через несколько лет в Изабелине была основана католическая община. Когда в Подороск приехал архиепископ Вильнюсский, изабелинские католики обратились к нему с просьбой основать в деревне приход и построить костел. На что архиепископ ответил, что пришлет священника и даже поможет со средствами на строительство храма, если будет инициатива со стороны местных жителей.
Вскоре началось строительство деревянного костела, через два года новый храм освятили. А в 1941 году он сгорел. Какое-то время католики собирались и молились на плебании. Потом «новая власть», обосновавшаяся на оккупированной территории, предложила кальвинистам и католикам разделить один храм: пусть сначала в нем молятся кальвинисты, а потом - католики или наоборот. «Молимся одному Богу» - подумали и те, и другие - и соглашение было достигнуто. Со временем две веры слились в одну. Кальвинисты примкнули к католикам, и храм стал полностью католическим.
А в 1968 году приход остался без священника, ксендз умер, его похоронили на местном кладбище. Костел долгое время пустовал. Пользуясь этим, в храм несколько раз проникали воры и выносили ценные вещи, а в начале 70-х годов случился пожар, после которого от костела остались только наружные стены. Так он стоял около 10 лет. Одно время планировалось пристроить корпус для музыкальной школы, а в самом храме сделать концертный зал. Был уже даже готов проект, но работы так и не начались из-за недостатка средств. «Бог не допустил» - уверены местные католики. В конце 80-х храм вернули верующим. Прихожане сами приступили к его ремонту, накрыли крышу. В 1991 году священником в Изабелине стал ксендз Томаш Ксенжкевич, он взял руководство ремонтом в свои руки - и дело пошло. Работы предстояли серьезные, состояние храма было плачевным: плесень, грибок поразили здание, кое-где даже кирпичи выпадали из стен. Одна благотворительная организация обещала свою финансовую помощь, но потом отказала за недостатком средств. Прихожане, которые уже настроились на большой ремонт, решили не отступаться от этой идеи и сами собрали необходимую сумму.
Пару лет назад храм был признан памятником архитектуры. Его протестантское прошлое и сегодня бросается в глаза: Костел аскетичен, почти лишен архитектурного декора как внутри, так и снаружи. Лицо храма оживляет лишь восьмигранная шатровая башня-звонница над усеченным фронтоном. Необычен он и своим внутренним убранством. Здесь нет закристии, и алтарь устроен не совсем так, как в других католических храмах.
В левом алтаре можно увидеть образ Святой Терезы работы известного вильнюсского художника Сымона Пахневского, написанный в 1927 году. Образ уже после войны был найден на улице одной из прихожанок и передан в костел. Картина была в ужасном состоянии, ей понадобилась серьезная реставрация, но сейчас она снова радует пришедших в костел.